Прием в жостовской росписи


  • Редактировать

    Возникновение промысла

    Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное прием в жостовской росписи производство по папье-маше было переведено в село Осташково.

    Жостовская роспись (Е. Лапшин. Поднос «Фиалки»)

    Поднос «Фиалки»

    Редактировать

    Организация артелей

    В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

    Жостовская роспись (А. Мажаев. Поднос «Виноград и птицы»)

    Поднос «Виноград и птицы»

    Редактировать

    Формирование жостовской манеры росписи

    К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

    Редактировать

    Особенности производства

    Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.

    Редактировать

    Особенности росписи

    При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

    Жостовская роспись (А. Гогин. Поднос «Цветы»)

    Поднос «Цветы»

    Редактировать

    Старейшие мастера

    Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.

    Жостовская роспись (М. П. Савельев. Поднос «Весна»)

    Поднос «Весна». Автор М. П. Савельев

    Авторы:,

    Редактировать

    Дополнительная литература

    • Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М.: Московский рабочий, 1961.
    • Разина Т. М. Русское народное искусство. М., Искусство, 1972.
    • Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.
    • Подмосковные художественные промыслы. М.: Московский рабочий, 1982.
    • Чижов М. С. Среди миниатюристов. Л.: Художник, 1982.

    Источник: http://megabook.ru/article/%d0%96%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%20%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Что же такое жостовская роспись? Связать шарф кольцом

    Прием в жостовской росписи Прием в жостовской росписи Прием в жостовской росписи Прием в жостовской росписи Прием в жостовской росписи Прием в жостовской росписи